Главная Статьи Интересные решения Выбор консультантов при построении системы управления в Компании

Выбор консультантов при построении системы управления в Компании


Статью адресуем компаниям, выбирающим консультантов по созданию СМК в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:20008, ISO/TS 16949:2009, ISO 14001, OHSAS 18001, ISO 22000, и др.

Приступая к совершенствованию систем менеджмента, высшее руководство рассматривает вопрос о привлечении сторонних консультантов. Мы поможем в этом вопросе, взяв за основу рекомендации стандарта ISO 10019:2005 «Руководящие указания по выбору консультантов системы менеджмента качества и использованию их услуг».

В соответствии с руководящими указаниями стандарта ISO 10019:2005, высшему руководству следует участвовать в процессе оценивания и выбора консультантов СМК  для полного уточнения всех целей создания СМК.

Предлагаем рассмотреть наиболее существенные критерии для оценки консалтинговой компании.

1. Стоимость, сроки реализации проекта и объем оказываемых услуг. Стоимость консультационных услуг волнует заказчиков далеко не в последнюю очередь. При сопоставлении стоимости услуг различных консалтинговых компаний, необходимо учесть, каким образом оплачиваются расходы по проезду и проживанию консультанта, из каких частей складывается основная цена. Говоря о сроке реализации проекта, нужно уточнить, какой срок подразумевает консалтинговая компания. На этапе заключения договора пропишите, что вы хотите видеть в конце реализации проекта, либо это только разработка документации, или это обучение персонала и внедрение документации.

При анализе объема предоставляемых услуг необходимо оценить число человеко-дней работы консультанта по данному проекту и характер оказываемых услуг. Целесообразно узнать общий опыт работы консалтинговой компании, опыт консультирования по заявленному стандарту и опыт работы с организациями подобного профиля.

2. Текущие проекты. Следует ознакомиться с перечнем текущих проектов консалтинговой компании, желательно с указанием выполняемой стадии каждого из них.

Выясните, были ли у консалтинговой компании клиенты аналогичного профиля, и запросите отзывы. Однако, не стоит чересчур доверять положительным отзывам и благодарственным письмам, поскольку не одна из компаний не представит отрицательные отзывы со стороны клиентов. Лучшей оценкой в выборе консультантов будет рекомендация, данная со стороны независимого сертификационного органа. Понять значимость и статус консалтинговой компании поможет изучение сайта.

3. Завершенные проекты. Информация о том, какое число бывших клиентов после завершения проекта продолжили работу с данной консалтинговой компанией также, может быть интересна для анализа.

4. Предлагаемый спектр услуг. Большой спектр услуг, которые консалтинговая компания может предложить своим клиентам, как в процессе создания СМК, так и при ее дальнейшем развитии, говорит о постоянном повышении квалификации специалистов и методической работе в компании. Иногда консалтинговые компании в качестве дополнительной услуги предлагают некое сопровождение процесса сертификации, причем сразу оговаривается ряд органов по сертификации, для которых эта услуга действует. Присутствие сторонних представителей в ходе аудита третьей стороной не воспрещается, но в стандарте ISO 10019:2005 особо подчеркивается, что консультанту, также как и консалтинговой фирме, следует сохранять независимость от органов по сертификации.

По результатам оценки обычно выбираются две-три консалтинговые компании, у которых запрашиваются сведения о консультантах. Оценку консультантов предлагается проводить по следующим критериям: личные качества, образование, знания и навыки, опыт работы, поддержание и повышение компетентности.

Лучше встретиться с консультантом, чтобы самим оценить эти качества. Можно вместе с информацией о завершенных проектах попросить предоставить информацию о контактных лицах в организациях-клиентах и связаться с ними.

Знания и навыки. Необходимо удостовериться, что консультант обучен и понимает требования соответствующих стандартов. Опыт работы на предприятиях в качестве лица, участвующего в создании СМК, также говорит о владении соответствующими знаниями и навыками. Аттестация консультанта в качестве аудитора одной или нескольких систем по сертификации приветствуется, поскольку консультанту следует обладать знаниями национальных и международных систем сертификации. Получить знания в указанных областях можно, пройдя соответствующее обучение. Желательно, чтобы по всем перечисленным пунктам были представлены подтверждающие документы.

Консультант, знающий законодательные и нормативные требования, относящиеся к компании, ее процессам и продуктам, а также требования потребителей, более предпочтителен. Целесообразно запросить информацию о предыдущем опыте работы консультанта и сопоставить ее с отраслевой спецификой своей компании. Консультант с опытом работы или с большим числом успешно реализованных проектов в аналогичной или родственных отраслях будет более ценен для организации.

Опыт работы. Опыт консультанта может включать следующее:

  • опыт в сфере менеджмента;
  • опыт в сфере менеджмента качества (по меньшей мере, четыре года);
  • опыт аудитирования СМК;
  • опыт внедрения СМК (по меньшей мере, три реализованных проекта по внедрению СМК),

Можно приветствовать наличие у консультанта опыта руководящей работы и опыта аудитирования СМК. Проведение семинаров на темы, связанные с менеджментом качества, также говорит о компетентности консультанта.

Заключение. Во избежание спорных ситуаций и взаимных претензий в договоре следует четко установить:

  • область применения СМК (насколько это возможно на данном этапе);
  • перечень этапов проекта с ориентировочными сроками их осуществления;
  • стоимость каждого этапа и условия оплаты;
  • взаимные обязательства организации-заказчика и консультанта по выполнению работ каждого из этапов проекта; обязательства заказчика выделять соответствующие ресурсы для проекта;
  • механизм отчетности консультанта перед заказчиками о проделанной работе по этапу и ходе реализации проекта в целом;
  • взаимные обязательства сторон по обеспечению конфиденциальности информации.

Хочется выразить надежду, что приведенные критерии оценки компетентности консультантов помогут свести риски компании при выборе и использовании услуг консультантов к разумному минимуму.

Автор: Центр «Практик»
Дата: 13 Февраля 2014 года
Категория: Интересные решения
Просмотров: 2370

Категория статьи: Интересные решения
Всего статей: 16

Последние 10 статей:

Почему ожидания от ЛИН не оправдываются?
Аудит поставщика
Система энергоменеджмента ISO 50001
Сертификация системы пищевой безопасности
Производственная система или эволюция понятий «Бережливое производство» (Lean production)
Выбор программного продукта управления задачами
Проведение тендера по выбору консультационных услуг
ISO/TS 16949:2009. Выбор сертификационного органа
Тренинги командообразования
Технологический консалтинг




Категории статей