Главная Статьи Системы управления Обзор информации по особенностям перехода на новую версию стандарта ISO 9001:2015

Обзор информации по особенностям перехода на новую версию стандарта ISO 9001:2015


В соответствии с информацией, размещенной на сайте Международной организации по стандартизации ISO/TC 176/SC2: www.iso.org/tc176/sc02/public. становится понятно, что структура нового стандарта и объем новых требований к системе менеджмента организаций, сертифицированных и поддерживающих требования ISO 9001 подвергнутся значительной переработке.

Для организации перехода на новую версию стандарта ISO 9001 потребуется большая работа как в части документирования системы, так и в части управленческих процессов.

Основные изменения стандарта коснутся:

  • роли высшего руководства при выборе и реализации стратегических направлений развития бизнеса;
  • учета внутренних и внешних факторов, влияющих на достижение целей СМК с учетом и оценкой рисков по процессам и продукции/услугам, в т.ч. после их поставки;
  • разработки целей и их разбиением до соответствующих уровней управления;
  • управлением закупками продукции с точки зрения рисков для качества продукции;
  • проведением корректирующих мероприятий для быстрого реагирования при высоких рисках;
  • терминов и определений СМК;
  • изменений требований к документированию СМК.

Стандарт разделен на 10 глав (раньше их было 9). Вводятся новые понятия, например, ISO 9001 рассматривается уже не как стандарт менеджмента качества, а как стандарт, позволяющий управлять рисками в области качества и обслуживания клиентов. Вводится понятие риска, которого никогда не было в стандарте ISO 9001.

Расширены требования к высшему руководству: в его обязанности вменяется обеспечение связи между требованиями стандарта и всеми бизнес-процессами в организации. Процессы СМК теперь должны быть непосредственно бизнес-процессами и если раньше руководство могло считать, что качество - отдельно, бизнес - отдельно, то теперь такого не может быть, сейчас это - требование.

Значительно изменен подход в части исключения требований стандарта из области сертификации: если организация объективно не может выполнить какое-либо требование стандарта и это не влияет на ее возможность удовлетворять потребителя, исключение можно делать из любой главы. То есть подход стал более гибким. Но исключить какое-либо требование теперь, на самом деле, сложнее, так как многие специфические термины заменили общими, применимыми в любой организации, в том числе в сфере услуг (например, словосочетание «оборудование для мониторинга и измерений» — предлагается заменить на фразу «ресурсы для мониторинга и измерений»).

В стандарте вообще исчезли конкретные требования в части документирования. Например, нет требования иметь руководство по качеству, шесть обязательных документированных процедур. Сейчас сказано лишь то, что в организации должна быть в наличии документированная информация, необходимая для доказательства выполнения требований стандарта, в том числе анализа данных. Но никто ничего не отменяет. Организация сама решает - пользоваться или нет имеющимися документами. Нужно внести изменения в связи с новой трактовкой стандарта в части управления документацией, записями и т.п. Например, в стандарте 2008 года использовались два термина:
«запись» и «документ», теперь это единый термин: «документированная информация».

Формально требуемой новым стандартом документированной информации меньше, чем обязательных записей и документов по стандарту ISO 9001:2008. Основная проблема будет связана с рисками. Согласно стандарту, организация должна будет, прежде всего, проанализировать все риски, выявить значимые и на их основе разработать систему менеджмента. Предприятиям, на которых уже внедрены стандарты ISO 14001, OHSAS 18001 или принципы HACCP, будет легче воспринять новое требование ISO 9001, так как они уже знакомы с выявлением и опасностей и оценкой рисков. Ошибочно будет закладывать в систему менеджмента контроль и действия, исходя из всех выявленных опасностей. Система должна базироваться именно на оценке рисков, причем значимых для того, чтобы повысить удовлетворенность потребителя.

Риск - это вероятность наступления опасности, помноженная на последствия от данной опасности. Иными словами, насколько вероятно, что событие произойдет, в совокупности с тяжестью последствий. Именно уровень риска должен определять меры управления в системе. По сути, ISO 9001 говорит о том, как управлять рисками, чтобы обеспечить ее функционирование и развитие.

На реализацию требований новой версии дается 3 года, то есть, при условии публикации стандарта ISO 9001:2015 в 2015 году, организации будут иметь 3 года на подготовку. В течение этого переходного периода возможна сертификация и по старой версии 2008 года и по новой. Стандарт ISO 9001:2008 перестает действовать с сентября 2018 года, после чего организации смогут сертифицироваться только по новой версии. Тем не менее, уже сейчас организации могут сами обратиться в сертификационный орган, чтобы пройти оценку соответствия требованиям проекта стандарта ISO/DIS 9001. При этом, организация при положительных результатах получит только неаккредитованный сертификат. Это можно сделать с целью установить, насколько компания готова к переходу на новую версию, с тем чтобы на ресертификации уже по новой версии стандарта быть уверенной в результатах.

После официального опубликования ISO 9001:2015 года органы по сертификации смогут проводить уже аккредитованную сертификацию по новому стандарту.

Дата: 24 Февраля 2015 года
Категория: Системы управления
Просмотров: 11105

Категория статьи: Системы управления
Всего статей: 16

Последние 10 статей:

Почему ожидания от ЛИН не оправдываются?
Аудит поставщика
Система энергоменеджмента ISO 50001
Сертификация системы пищевой безопасности
Производственная система или эволюция понятий «Бережливое производство» (Lean production)
Выбор программного продукта управления задачами
Проведение тендера по выбору консультационных услуг
ISO/TS 16949:2009. Выбор сертификационного органа
Тренинги командообразования
Технологический консалтинг




Категории статей